Оценка продукта
На основе отзывов экспертов, специалистов по ролевым играм Лаврищевой М.А. [1] и Копылова П.Г. [2] и специалистов по биологии Бичева М.А. [3] и Менделеевой П.В. [4], можно выделить следующие характеристики разработки.
Достоинства:
- Разработка отвечает цели («…позволяет играющим подняться на высокий уровень понимания биологических процессов», М.А. Лаврищева [1]).
- Включает в себя модели систем организма человека, которые можно сделать из подручных материалов.
- Имеет грамотную структуру.
- Масштабируема (представлена в виде мини-игр и большой игры, что даёт возможность проводить её целиком во внеурочной деятельности и по одной мини-игре в рамках уроков).
- Детальная и полная.
Недостатки:
- Требует большого количества организаторов, если проводить её в полном объеме.
- Требует предварительной подготовки организаторов.
Принципиально, вся игра может проводиться силами трех человек, о чём я написала в предисловии к разработке, а мини-игры – силами одного человека на уроке. То, что главный мастер игры должен быть специалистом по биологии, а остальные организаторы потратить время на подготовку, усовершенствовать никак невозможно, однако я подготовила список источников информации, которые облегчат эту подготовку.
Разработка прошла экспертизу и опубликована на Всероссийском педагогическом портале «Педсовет.Org» [5]. Опубликована на профильных сайтах «Островопедия» [6] и «Педагогические методики для подростков» [7]. От одного из руководителей частной школы «Перспектива» (и администратора «Педагогических методик для подростков») поступило предложение провести игру у них в школе.
Для замера достижения дидактической цели я проводила несколько анкетирований: среди участников (до игры, сразу после игры и через месяц после игры) и среди учеников, не участвовавших в игре, но таких же по характеристикам: пол и класс. Результаты обработки анкет показали примерно одинаковые знания у ребят до игры и у тех, кто в ней не участвовал (что говорит о том, что группы были выбраны верно), показали, что после игры ученики приобрели новые знания (69 % новой информации от той, которая была заложена в игре) и практически ничего не забыли через месяц (64 % ответов). [8]
На основании публикаций и отзывов экспертов, в соответствии с таблицей критериев успешности, я считаю, что по критерию «Функциональность» продукт можно оценить на хороший уровень (так как были недостатки и не вся новая информация была усвоена), а по критерию «Грамотная структура разработки» — на высокий уровень.
Разработка игры успешно прошла экспериментальное испытание: игра прошла в соответствии с разработкой. Отзывы участников и проводящих показали, что правила были понятными и удобными для использования. [8] (Анализ анкет участников игры). Успешность игры свидетельствует о качестве разработки.
На основании разбора с организаторами игры и опроса, игра понравилась всем участникам, однако двое закончили её раньше, так как устали. То есть более 95 % игроков увлечённо играли в неё до конца, что говорит о том, что по критерию «Вовлечённость» достигнут высокий уровень.
Раздаточный материал был подготовлен и, по отзывам организаторов, был чётким, понятным и достаточным, то есть высокого качества. [9]
В итоге можно сделать вывод о том, что проект достиг своей цели, а продукт получился высокого качества.
Рефлексия в отношении темы и проблемы проекта
В процессе работы над проектом я поняла, почему таких разработок очень мало: подготовка и проведение подобной дидактической игры очень сложна, требует много времени и сил. Отдельных усилий требует подготовка материалов, для того, чтобы другие смогли провести такую игру, то есть разработка — это не только придумать и продумать игру, но и написать все инструкции, памятки, отрисовать модели, схемы удобно и понятно для других проводящих. Так как дидактические игры нужны в основном для учителей, то у них просто не хватает сил и времени на изготовление таких разработок. Наверное, именно поэтому большинство таких разработок сделано не учителями. Более того, некоторые эксперты отмечали, что из-за высокой нагрузки такие игры стоит проводить не учителям, а во внеурочной деятельности. («Учителя не хотят тратить время на игры (они требуют усилия, при этом даваемые ими результаты не воспринимаются как актуальные). Игры можно использовать и на уроке, и во внеурочной деятельности. Но игры в современных привычных форматах более сообразны для внеурочной деятельности, классно-урочная система слишком дробит пространство-время образования», Б.В. Куприянов [10]).
Работая над проектом, я расширила свои знания по биологии и по тем темам, которые мы уже прошли на уроках, и по новым для меня темам. Это было как на этапе сбора и отбора информации для игры — пришлось много почитать по системам человека и побеседовать со специалистами, так и на этапах моделирования систем человека и подготовки материалов для проводящих. Есть такая пословица: «Пока объяснял другим, понял сам». Именно процесс объяснения организаторам и подготовки разработки к публикации помог мне намного лучше, чем раньше, понять, как работают разные системы человека и взаимодействуют между собой. («Автор игры демонстрирует, прежде всего, безупречное владение знаниями программы биологии человека. При этом она привлекает значительный объем дополнительной информации по этой тематике», М.А. Бичёв [3]).
С процессом организации я уже была знакома по осеннему лагерю, но в вопросе подготовки игр не чувствовала себя уверенно. Работая с командой, я лучше разобралась в разнице между ролевой и не ролевой игрой (например, ролевая – это когда игрок должен перевоплотиться в персонажа и действовать в соответствии с его интересами и целями), сюжетной и не сюжетной (например, в сюжетной игре есть события, которые задают мастера игры и которые определяют ход игры, а в несюжетной игрокам предоставлена полная свобода). Про мою игру можно сказать, что она была сюжетной, так как события, происходящие с человеком, определялись мастерами по заранее подготовленному плану, и условно ролевой, так как игроки были не персонажами, а элементами организма человека, то есть имели цель, но не имели характера.
Рефлексия в отношении развития навыков и личностных качеств
В процессе работы мне приходилось переписываться с экспертами и издательствами по электронной почте, работать с организаторами через социальную сеть, устраивать встречи и работать с организаторами на встречах. Так как никаких сбоев, конфликтов и даже напряжения не возникло, думаю, что общалась с людьми достаточно эффективно.
Мне интересна биология, и я рада, что проект помог мне глубже в неё погрузиться, узнать для себя что-то новое и поделиться этим с другими ребятами, как с организаторами, так и с игроками. Мне было очень интересно работать над биологической частью игры.
Для подготовки разработки мне пришлось пересмотреть большое количество источников. Но самая большая сложность была не в знакомстве и отборе материала, а в том, что этот материал надо было преобразовать из теоретического в другую игровую форму, и наибольший интерес и сложность представляла разработка моделей человеческих систем. Приходилось много думать, генерировать новые идеи, отбрасывать те, которые не очень подходили. Мне очень помог дневник проекта, так как вопросы, на которые не удавалось найти ответ сразу, я записывала, и часто ответ находился позднее.
Процесс работы с группой организаторов был очень увлекательным, так как мы не только придумывали, но и критиковали идеи друг друга, думали, как сделать лучше. При этом никто ни на кого не обижался, так как у нас была дружественная и деловая атмосфера.
Иногда (на самом финальном этапе разработки перед проведением игры, на этапе описания игры и когда издательства мне долго не отвечали на письма) меня посещало отчаяние, так казалось, что проект провалился, но потом я брала себя в руки, заставляла доделать то, что было еще не доделано, написать еще одно письмо или сообщение в сети, и в результате все получалось. Проект был для меня хорошей практикой преодоления своих страхов и своего отчаяния.
Были времена, особенно когда много задавали на уроках, когда хотелось отложить работу над проектом в долгий ящик, а иногда, наоборот, я иногда так увлекалась проектом, что не очень хотелось готовиться к урокам, но я понимала, что если допустить такой перекос в распределении времени, то потом будет тяжело наверстывать, поэтому старалась все делать вовремя и уделять нужное внимание и проекту, и урокам.
Мне очень понравилось работать над проектом, хотя было и тяжело, я много для себя поняла и многому научилась. Так как таких разработок по-прежнему мало, то в будущем, думаю, что смогу сделать еще не одну подобную игру, или войду в группу по разработке чьей-то чужой игры, или, как минимум, помогу разработчику избежать тех трудностей, которые были у меня.
Надеюсь, что публикации моей игры помогут кому-то из учителей интереснее и живее обучать детей биологии, станут примером того, что даже старшеклассник может при желании делать такие игры и, может быть, сподвигнет кого-то из них на подобную разработку.
Источники информации
- Отзыв Марии Александровны Лаврищевой, специалиста по ролевым играм, на разработку дидактической игры по биологии, 12.03.201920
- Отзыв Петра Геннадьевича Копылова, специалиста по ролевым играм, на разработку дидактической игры по биологии, 15.03.201920
- Отзыв Максима Александровича Бичёва, учителя биологии, на разработку дидактической игры по биологии, 16.03.201920
- Отзыв Полины Владиславовны Менделеевой, студента медицинского института, на разработку дидактической игры по биологии, 16.03.201920
- В.В. Лебедева. Дидактическая игра по биологии «Организм человека» — Портал Педсовет [Электронный ресурс] — Pedsovet.org, URL:
https://pedsovet.org/publikatsii/pedagogika/didakticheskaya-igra--organizm-cheloveka
, 18.03.201920
- Организм человека — Островопедия — Экологические игры —[Электронный ресурс] — URL:
https://wiki.vostrove.ru/index.php?title=Организм_человека
, 17.03.201920
- В. Лебедева. Дидактическая игра по биологии «Организм» — Педагогические методики для подростков [Электронный ресурс] — URL:
http://metodiki-dlya-podrostkov.ru/materials/206/
, 20.12.2018
- Анализ анкет участников игры — Опрос участников игры «Организм человека» (45 человек) — Зимний экологический лагерь, 7.01.201920
- Анализ разбора «Организм человека» организаторами — Стенограмма разбора игры (12 человек) — Зимний экологический лагерь, 7.01.201920
- Б.В. Куприянов, О.М. Миновская, Л.С. Ручко. Ролевая игра в загородном лагере — М.: Владос, 2010 — 263 с.