Какой инструмент выбрать для проектов?

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Доподлинно известно, что автоматизация процессов и использование специализированного инструментария повышают эффективность труда человека, позволяя ему концентрировать своё внимание на достижении цели, а не на процедурных вопросах. Именно поэтому одной из важных задач руководителя образовательного учреждения при организации проектной деятельности является выбор доступного и функционального инструментария, который позволит педагогам и учащимся эффективно работать над проектами.

Это может быть как совокупность отдельных инструментов, каждый из которых решает свои задачи, так и интегрированные среды, специально созданные для управления проектами.

 

 

Функции среды управления проектами

Для определения функционала таких сред и инструментов перечислим основные задачи, которые они должны решать:

  • Хранение материалов проекта, свободный доступ к ним для чтения и редактирования всеми участниками проекта.
  • Организация вербальных и невербальных коммуникаций между участниками групповых проектов, кураторами и экспертами.
  • Организация и контроль временных рамок (планирование и контроль дедлайнов) как для отдельных задач, этапов, так и для всего проекта.
  • Планирование деятельности как на уровне этапов проекта (верхнеуровневое планирование), так и на уровне каждого этапа (низкоуровневое планирование).
  • Распределение ролей в проекте.
  • Фиксация действий участников проекта и сбор статистики по этим действиям.
  • Подготовка отчётов по результатам.
  • Распределение ответственности между участниками проекта.

Отдельно для проектных нужд образовательных учреждений также можно выделить:

  • Организация оценивания участников проекта и его промежуточных и итоговых результатов.
  • Создание возможностей для рефлексии учащихся.
  • Возможность модерации сообщений учащихся.
  • Возможность организации и контроля большого количества однотипных проектов. (Что особенно актуально для учебных проектов, проводимых в рамках учебной дисциплины.)

Традиционные решения организации проектной деятельности

Проектная деятельность давно вошла в образовательные программы, поэтому выбор инструментария уже имеет свою историю.

Существуют многочисленные среды управления проектами, но большинство из них сложно настраивать и использовать, поскольку они ориентированы на профессиональные, а не образовательные задачи. К тому же большинство из них достаточно дорогие, а те, что имеют бесплатные версии, в основном либо с ограниченным функционалом, либо ограничены по времени использования. Поэтому педагоги, имеющие большой опыт в проектной деятельности, выбирают сочетание нескольких бесплатных сетевых инструментов.

  • Сетевые хранилища и облака для хранения и совместного доступа к материалам.
  • Социальные сети, онлайн-форумы, мессенджеры, онлайн-конференции для организации обсуждений. (Иногда они же используются для хранения информации.)
  • Интеллектуальные карты и таск-трекеры для организации планирования.
  • Онлайн-доски и интеллектуальные карты для производства несложных коллективных цифровых продуктов.
  • Конструкторы электронных курсов для хранения материалов и организации оценивания.

Очевидно, что такой подход облегчает труд педагога, но не решает всех задач, стоящих перед средой управления проектами, и создаёт ряд трудностей при передаче информации (материалов, итогов обсуждений) между различными используемыми инструментами.

Новые решения организации проектной деятельности

В качестве ответа на обозначенный дефицит стали появляться конструкторы проектов и среды управления проектами, ориентированные специально на нужды образования.

На текущий момент практически каждый вуз, имеющий профицит бюджета, стремится разработать свой конструктор, который не только реализует все требования, предъявляемые к средам управления проектами, но и учитывает специфику учреждения.

Одним из универсальных решений, позволяющих реализовывать проекты от уровня начальной школы до вузовских работ, является конструктор проектов «Среда управления проектами и исследованиями» ГлобалЛаб.

Обладая всем перечисленным выше функционалом, отличительными особенностями решения ГлобалЛаб являются:

  • Возможность организации как групповых, так и индивидуальных проектов и исследований.
  • Трансляция всех изменений, которые вносит куратор в кабинеты проектов учащихся, что особенно актуально для длительных однотипных учебных проектов (все учащиеся работают над своим проектом, но в рамках одного задания).
  • Возможность настраивать установочную информацию и этапы проекта, что позволяет собирать совершенно разные кабинеты проектов, учитывающие как тематику и вид проекта, так и возрастные особенности проектантов.
  • Критериальная система оценивания, позволяющая выбрать стандарты критериев из существующего справочника и модифицировать критерии и их аспекты под специфику планируемого проекта.
  • Система методических и содержательных подсказок – каждое поле паспорта, каждый этап, каждый критерий оценивания содержит ёмкое и понятное описание, позволяющее как учащимся, так и кураторам глубже понимать особенности проектной деятельности.

Поскольку «Среда управления проектами и исследованиями» ГлобалЛаб — это конструктор, он позволяет создавать кабинеты проектов и управлять ими в самом широком диапазоне, что подтверждает успешная апробация в школах, СПО и вузах.

Читайте также:

  • Организация проектной деятельности в вузе, колледже и школе: методическое планирование деятельности
  • Организация проектной деятельности: кадровая проблема
  • Организация проектной деятельности: классификация проектов
  • Как учителю выбрать тему проекта?
  • Цифровое решение для проектов в образовании