Что такое Индивидуальный проект?
- Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов
Индивидуальный проект — это уникальная форма организации деятельности обучающихся, которая позволяет им проявить свои исследовательские, творческие и практические способности.
Это самостоятельная работа, в ходе которой ученик выбирает тему и реализует её в рамках учебного процесса под руководством учителя или наставника (тьютора).
Однако это вовсе не означает, что работа выполняется учащимся в одиночку. Самостоятельность в реализации исследования или проекта говорит о том, что учащийся отвечает за исходную идею, планирование работы и результаты. При этом вполне допустимо привлекать других учащихся (естественно, на добровольной основе) к отдельным этапам или видам работ. Например, можно пригласить знакомого художника помочь оформить обложку книги, привлечь ребят из средней школы к проведению акции, обработке материалов опроса или проведению серии экспериментов.
Такой проект может охватывать одну или несколько учебных дисциплин и быть выполнен в любой области деятельности: познавательной, практической, исследовательской, социальной или иной.
Основная идея индивидуального проекта — развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы, критического мышления и умения применять знания на практике. В процессе выполнения проекта старшеклассники ставят перед собой конкретные цели, структурируют свою работу, проводят исследования, разрабатывают план действий и реализуют его.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны продемонстрировать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели;
- формулирование гипотезы исследования, планирование работы, отбор и интерпретацию необходимой информации, представление результатов исследования на основе собранных данных, презентацию результатов.
Проект реализуется учащимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, конструкторского, инженерного.
Существует две основные формы реализации Индивидуального проекта:
- Учебное исследование
- Учебный проект
В рамках обеих форм учащиеся реализуют технологический цикл: проектный или исследовательский; и получают конкретные результаты: для проекта — это решение какой-либо проблемы путём создания продукта, для исследования — это получение нового знания.
Об отличиях между проектом и исследованием мы писали в статье «Разница между проектом и исследованием». Форму Индивидуального проекта учащийся выбирает самостоятельно.
В нормативной базе Индивидуальный проект регламентируется Федеральными государственными стандартами образования среднего общего образования.