Как учащемуся выбрать тему проекта?

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Выбор темы проекта

Выбор темы — один из самых сложных этапов, предшествующих проектному циклу. Именно от правильности этого выбора зависит успешность реализации проекта и объем издержек, которые могут возникнуть в процессе его выполнения.

Содержание
  • Пути поиска темы проекта
  • Методы поиска проблем
  • Идеи для поиска темы через продукт
  • Общие рекомендации
  • Схема поиска темы проекта

Пути поиска темы проекта

Современное представление о проектах во многом связано с понятием стартапа — поиска неудовлетворенной потребности потребителя и возмездного удовлетворения этой потребности. Иначе говоря, важно понять, что именно можно сделать так, чтобы люди были готовы платить за это деньги. Можно создать замечательный продукт, но если он никому не нужен, его невозможно будет продать.

Отсюда следует главный принцип: при выборе темы проекта необходимо сосредоточиться на поиске того, что нужно людям — что их не устраивает в современной действительности, чего им не хватает, что могло бы уменьшить их дискомфорт и повысить уровень удовлетворенности.

Здесь возможно два пути. Первый, это поиск заказчика — то есть того, человека, который уже нашёл эту неудовлетворённую потребность и готов вкладываться в разработку решения, которое её удовлетворит, то есть он уверен, что сможет заработать на реализации своего продукта. Второй — это самостоятельный поиск такой потребности.

И в первом, и во втором случае необходимо будет убедиться в том, что такая потребность действительно существует — провести исследование актуальности проблемы и выделить те элементы этой проблемы, которые возможно разрешить. Но на предварительном этапе проектного цикла достаточно лишь предположить, что именно нужно нашему потенциальному пользователю — сформулировать продуктовую гипотезу. А на этапе исследования уже понять, действительно ли проблема существует и какие пути можно предложить для её решения.

Методы поиска проблем

Анализ существующих продуктов

Проанализируйте текущие решения и выявите недостатки, доставляющие реальный дискомфорт пользователю.

Например:

  • Недружественный интерфейс.
  • Отсутствие востребованных услуг.
  • Неоптимальная логика решений.

Анализ отсутствующих решений

Обратите внимание на то, каких решений пока не существует вовсе. Вспомните о тех инновациях, которые когда-то были первыми (например, онлайн-магазины или системы отслеживания транспорта). Посмотрите вокруг: что можно автоматизировать или усовершенствовать в вашей группе или классе, в вашей образовательной организации?

Идеи для поиска темы через продукт

Если проблема всё-таки не обнаружена, но у вас есть идеи продукта, попробуйте посмотреть на проблему со стороны этого продукта:

  • Какие проблемы он решает?
  • Где его можно применить?
  • Кто будет его использовать?

Если вы не можете найти проблему напрямую:

  • Вспомните о своих интересах (мотоциклы, цветы, коллекционирование, игры и тому подобное). Без интереса мысль идёт медленнее, к тому же, в области своих интересов вы знаете гораздо больше, чем вне неё.
  • Выпишите по одной или нескольким проблемам в выбранной области (например: сложно купить коллекционную модель мопеда; нет платформы для обмена марками; трудно найти 3D-модель цветка).

Не обязательно сразу придумывать продукт; достаточно зафиксировать проблему для дальнейшего анализа.

Общие рекомендации

Не спешите с выбором темы: потратьте время на составление списков, на анализ решений и обсуждение идей с окружающими.

Делитесь набросками идей с товарищами и пеагогами — в обсуждении часто рождаются новые идеи.

Помните: поиск темы — это трудоемкий процесс. Терпение и систематический подход обязательно приведут к успеху.

Схема поиска темы проекта

Кратко резюмируем основные пути поиска темы проекта.

От проблемы к решению

  • Поиск заказчика.
  • Поиск потребности:
    • Анализ недостатков существующих решений.
    • Анализ нереализованных потребностей.

От продукта к проблеме

  • Есть идея продукта:
    • Подобрать потребности, которые он закрывает.
  • Нет идеи продукта:
    • Выписать список интересов.
    • Выписать проблемные зоны для каждого интереса.
    • Провести анализ недостатков существующих решений.
    • Провести анализ нереализованных потребностей.
Другие материалы
  • Образование будущего: социальные навыки через проекты
  • Как учителю выбрать тему проекта?
  • Разница между проектом и исследованием