Учитель и Индивидуальный проект  

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Руководство большим числом индивидуальных проектов — это серьезное испытание для учителя, требующее хорошей организации, терпения и владения различными инструментами и методами сопровождения. Попробуем разобраться, что можно сделать, чтобы обеспечить максимальную эффективность работы, при этом не допустив выгорания или поверхностного отношения к работе учащихся.

Сопровождение индивидуального проекта

Пояснить различия в проектной и исследовательской деятельностях

В начале рекомендуется провести специальную встречу с учениками, на которой продемонстрировать различия между проектом и научным исследованием, что чрезвычайно важно для обоснованного выбора учащимися типа индивидуального проекта. Это поможет ученикам осознанно подходить к выбору формата работы, понимая специфику каждого вида деятельности и его цели.

На этой же встрече можно дать рекомендации по выбору темы работы.

Создать общие структуры проекта и исследования в виде этапов проектного или исследовательского циклов 

Такой подход при работе с большим количеством проектов помогает учителям и самим учащимся упорядочить процесс выполнения работы, упростить координацию и контроль. Для каждого этапа стоит сформулировать обобщённое задание и задать сроки реализации этапа. 

Вот несколько преимуществ такого подхода:

  • Упрощение навигации и координации

    Когда у учителя под руководством находятся десятки проектов, легче ориентироваться в них, если они организованы по стандартной структуре. Единая структура облегчает контроль выполнения каждого этапа, помогает выделить проблемы и увидеть отклонения от графика.

  • Ясность и последовательность действий

    Чётко очерченные этапы помогают учащимся лучше понимать последовательность действий и предотвращают путаницу. Учащийся точно знает, что и когда нужно сделать, что снижает стресс и страх перед неизвестностью.

  • Минимизация рисков возникновения ошибок

    Типичная ошибка новичков — путаница в этапах работы или пропуск ключевых моментов. Наличие чёткой структуры позволяет минимизировать вероятность пропуска важных шагов и предотвращает ситуации, когда ученики забывают собрать необходимые данные или пропускают важный этап.

  • Более качественное сопровождение

    Учителя, работающие с большим количеством проектов, зачастую страдают от недостатка времени. Применение общей структуры позволяет унифицировать методику сопровождения, сосредоточиться на ключевых аспектах и быстрее выявлять трудности у учеников. Общая структура помогает выявить типичные ошибки и трудности, характерные для определенного этапа, и предупредить их возникновение.

  • Унификация критериев оценки

    Одинаковая структура облегчает оценку качества работы и выставление объективных отметок.

  • Повышение независимости учащихся

    Стандартная структура позволяет учащимся работать автономно, не прибегая к постоянной помощи учителя. Они понимают, какие этапы ожидают впереди, что требуется на каждом этапе, и могут сами продвигаться по плану, решая возникающие вопросы самостоятельно.

Таким образом, общая структура этапов помогает не только ученикам успешно завершить проект, но и учителю сэкономить время, повысить качество сопровождения и упростить процедуру оценки.

Помочь учащимся в выборе темы

Одной из главных проблем в работе с множеством проектов является сложность определения темы — интересной и одновременно реализуемой. Учитель играет ключевую роль в помощи при выборе адекватной темы, соответствующей интересам и возможностям ученика. Если учащийся сам затрудняется, можно предложить ему перечень интересных идей, направить его на поиск оригинальной и актуальной темы, разъяснить, как проверить реалистичность и выполнимость задуманного.

Советы относительно выбора темы можно посмотреть в статях «Как учителю выбратььему проекта?» и «Как учащемуся выбрать тему проекта?».

Например, если ученик склонен к гуманитарным наукам, учитель может рекомендовать исследовать исторические памятники своего региона, изучить особенности фольклора или проанализировать влияние социальных факторов на личность. Для естественно-научных направлений полезны будут темы, связанные с экологией, биологией, химией или физикой. Важно подобрать тему в соответствии с профилем образовательного учреждения и личными наклонностями ученика.

Использовать сетевые инструменты

Современные технологии позволяют наладить удобный дистанционный контакт между учителем и учениками, централизованно хранить материалы и контролировать выполнение этапов проекта. Сетевые инструменты широко используют в проектной деятельности для общения, хранения материалов, планирования работы и контроля действий пользователей.

Примеры популярных инструментов:

  • Электронные органайзеры — помогают организовать коммуникацию, хранение файлов и предоставление обратной связи.
  • Сетевые редакторы — позволяют совместно редактировать тексты, готовить материалы и следить за изменениями.
  • Системы управления проектами — помогают ученикам и учителю расставлять приоритеты, устанавливать дедлайны и контролировать реализацию этапов.
  • Планировщики — позволяют разбивать этапы на задачи, устанавливать сроки и следить за статусами выполнения.
  • Сервисы видеоконференций и чаты — предоставляют возможность дистанционного обсуждения и консультаций.
  • Блоги и форумы — помогают учащимся вести рефлексивные дневники или журналы проектов/исследований, получать консультации от наставников или экспертов.

Учитель может настроить единую систему оповещений для своевременного получения сигналов о возникших трудностях или необходимости консультации. Через эти инструменты проще наблюдать за ходом выполнения проектов, давать рекомендации и контролировать качество предоставляемых материалов.  

Учитель вправе самостоятельно определять набор используемых инструментов в зависимости от целей работы с классом. Есть множество успешных примеров интеграции различных платформ в единую сетевую проектную среду школы. Однако рекомендуется использовать специальные образовательные среды — они включают весь необходимый функционал, содержат методические подсказки и легко осваиваются учащимися.

Надеемся, что эти советы помогут учителю успешно координировать большое количество проектов, не запутаться в деталях работы учеников и обеспечить качественную поддержку каждому из них.


К оглавлению Гида по проектной деятельности >>


Проектная деятельность

Другие материалы
  • Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс
  • Индивидуальный проект
  • Что такое Индивидуальный проект?
  • Подготовка к Индивидуальному проекту
  • ГлобалЛаб для Индивидуального проекта