Учитель и Индивидуальный проект
- Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов
Руководство большим числом индивидуальных проектов — это серьезное испытание для учителя, требующее хорошей организации, терпения и владения различными инструментами и методами сопровождения. Попробуем разобраться, что можно сделать, чтобы обеспечить максимальную эффективность работы, при этом не допустив выгорания или поверхностного отношения к работе учащихся.
Пояснить различия в проектной и исследовательской деятельностях
В начале рекомендуется провести специальную встречу с учениками, на которой продемонстрировать различия между проектом и научным исследованием, что чрезвычайно важно для обоснованного выбора учащимися типа индивидуального проекта. Это поможет ученикам осознанно подходить к выбору формата работы, понимая специфику каждого вида деятельности и его цели.
На этой же встрече можно дать рекомендации по выбору темы работы.
Создать общие структуры проекта и исследования в виде этапов проектного или исследовательского циклов
Такой подход при работе с большим количеством проектов помогает учителям и самим учащимся упорядочить процесс выполнения работы, упростить координацию и контроль. Для каждого этапа стоит сформулировать обобщённое задание и задать сроки реализации этапа.
Вот несколько преимуществ такого подхода:
- Упрощение навигации и координации
Когда у учителя под руководством находятся десятки проектов, легче ориентироваться в них, если они организованы по стандартной структуре. Единая структура облегчает контроль выполнения каждого этапа, помогает выделить проблемы и увидеть отклонения от графика.
- Ясность и последовательность действий
Чётко очерченные этапы помогают учащимся лучше понимать последовательность действий и предотвращают путаницу. Учащийся точно знает, что и когда нужно сделать, что снижает стресс и страх перед неизвестностью.
- Минимизация рисков возникновения ошибок
Типичная ошибка новичков — путаница в этапах работы или пропуск ключевых моментов. Наличие чёткой структуры позволяет минимизировать вероятность пропуска важных шагов и предотвращает ситуации, когда ученики забывают собрать необходимые данные или пропускают важный этап.
- Более качественное сопровождение
Учителя, работающие с большим количеством проектов, зачастую страдают от недостатка времени. Применение общей структуры позволяет унифицировать методику сопровождения, сосредоточиться на ключевых аспектах и быстрее выявлять трудности у учеников. Общая структура помогает выявить типичные ошибки и трудности, характерные для определенного этапа, и предупредить их возникновение.
- Унификация критериев оценки
Одинаковая структура облегчает оценку качества работы и выставление объективных отметок.
- Повышение независимости учащихся
Стандартная структура позволяет учащимся работать автономно, не прибегая к постоянной помощи учителя. Они понимают, какие этапы ожидают впереди, что требуется на каждом этапе, и могут сами продвигаться по плану, решая возникающие вопросы самостоятельно.
Таким образом, общая структура этапов помогает не только ученикам успешно завершить проект, но и учителю сэкономить время, повысить качество сопровождения и упростить процедуру оценки.
Помочь учащимся в выборе темы
Одной из главных проблем в работе с множеством проектов является сложность определения темы — интересной и одновременно реализуемой. Учитель играет ключевую роль в помощи при выборе адекватной темы, соответствующей интересам и возможностям ученика. Если учащийся сам затрудняется, можно предложить ему перечень интересных идей, направить его на поиск оригинальной и актуальной темы, разъяснить, как проверить реалистичность и выполнимость задуманного.
Советы относительно выбора темы можно посмотреть в статях «Как учителю выбратььему проекта?» и «Как учащемуся выбрать тему проекта?».
Например, если ученик склонен к гуманитарным наукам, учитель может рекомендовать исследовать исторические памятники своего региона, изучить особенности фольклора или проанализировать влияние социальных факторов на личность. Для естественно-научных направлений полезны будут темы, связанные с экологией, биологией, химией или физикой. Важно подобрать тему в соответствии с профилем образовательного учреждения и личными наклонностями ученика.
Использовать сетевые инструменты
Современные технологии позволяют наладить удобный дистанционный контакт между учителем и учениками, централизованно хранить материалы и контролировать выполнение этапов проекта. Сетевые инструменты широко используют в проектной деятельности для общения, хранения материалов, планирования работы и контроля действий пользователей.
Примеры популярных инструментов:
- Электронные органайзеры — помогают организовать коммуникацию, хранение файлов и предоставление обратной связи.
- Сетевые редакторы — позволяют совместно редактировать тексты, готовить материалы и следить за изменениями.
- Системы управления проектами — помогают ученикам и учителю расставлять приоритеты, устанавливать дедлайны и контролировать реализацию этапов.
- Планировщики — позволяют разбивать этапы на задачи, устанавливать сроки и следить за статусами выполнения.
- Сервисы видеоконференций и чаты — предоставляют возможность дистанционного обсуждения и консультаций.
- Блоги и форумы — помогают учащимся вести рефлексивные дневники или журналы проектов/исследований, получать консультации от наставников или экспертов.
Учитель может настроить единую систему оповещений для своевременного получения сигналов о возникших трудностях или необходимости консультации. Через эти инструменты проще наблюдать за ходом выполнения проектов, давать рекомендации и контролировать качество предоставляемых материалов.
Учитель вправе самостоятельно определять набор используемых инструментов в зависимости от целей работы с классом. Есть множество успешных примеров интеграции различных платформ в единую сетевую проектную среду школы. Однако рекомендуется использовать специальные образовательные среды — они включают весь необходимый функционал, содержат методические подсказки и легко осваиваются учащимися.
Надеемся, что эти советы помогут учителю успешно координировать большое количество проектов, не запутаться в деталях работы учеников и обеспечить качественную поддержку каждому из них.