Подготовка к Индивидуальному проекту

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Индивидуальный проект — это сложная организационная задача, требующая от учащегося не только организованности, но и развитых навыков, относящихся к проектной деятельности.

Подготовка индивидуального проекта

В статье «Образование будущего: социальные навыки через проекты» мы рассматривали спектр навыков, которые развиваются в рамках проектной деятельности.

Для реализации Индивидуального проекта к 10-му классу учащиеся уже должны владеть этими навыками. А для этого развитие этих навыков необходимо начинать сильно заранее.

  • В рамках учебных заданий по предметам.
  • Во внеурочной деятельности.
  • В междисциплинарных учебных работах.

Подробнее об этом можно прочитать в статьях «Место проектной деятельности в образовательном процессе» и «Организация проектной деятельности в вузе, колледже и школе».

Ниже представлены некоторые рекомендации по подготовке учащихся средней школы к работе над Индивидуальным проектом.

 

Содержание
  • Знакомство с основами исследования и проектной деятельности (5–6 классы)
  • Углубление навыков исследовательской и проектной деятельности (7–8 классы)
  • Комплексная подготовка к выполнению индивидуального проекта (9-й класс)
  • Мотивация учащихся

Знакомство с основами исследования и проектной деятельности (5–6 классы)

  • Первые опыты исследовательской деятельности

    Ученики выполняют несложные практические задания, решают бытовые и учебные задачи методом проб и ошибок, записывают наблюдения и анализируют результаты.

  • Развитие навыков письма и формализации мыслей

    Школьники пишут короткие рассказы, сочиняют стихи, готовят небольшие доклады, развивают способность ясно выражать свои мысли на бумаге.

  • Основы работы с источниками информации

    Знакомство с понятиями надежности источника, библиографией, правилами оформления цитат, правилами безопасного использования Интернета.

  • Понимание сути проектной деятельности

    Знакомство со связью проблемы и продуктом проекта, первым опытом постановки проектной цели.

  • Начальное изучение компьютерных программ

    Овладение простыми инструментами редактирования документов, создания презентаций, рисования схем и диаграмм, сетевого взаимодействия и управления задачами.

Углубление навыков исследовательской и проектной деятельности (7–8 классы)

  • Планирование и постановка целей

    Учащиеся начинают учиться ставить измеримые и достижимые цели, планировать задачи, создавать несложные продукты, формировать гипотезы и проверять их на практике.

  • Методы сбора и анализа информации

    Школьники осваивают элементарные методики наблюдений, экспериментов, опроса, статистического анализа данных.

  • Знакомство с этапами проектного и исследовательского циклов

    Учащиеся по заданию учителя отрабатывают отдельные этапы, учатся соединять отдельные этапы в логичную последовательность.

  • Создание первых самостоятельных проектов

    Малые проекты выполняются небольшими группами или самостоятельно под контролем учителя.

  • Оформление первой документации

    Ведение журнала проекта, подготовка рефератов по актуальности темы, составление кратких выводов, оформление отчетов по проделанным работам.

Комплексная подготовка к выполнению индивидуального проекта (9-й класс)

  • Самостоятельная разработка темы проекта

    Учащиеся учатся выбирать интересную и актуальную тему, обосновывают её значимость.

  • Планирование деятельности

    Учащиеся на практике осваивают этапы проектного и исследовательского циклов, учатся разбивать этапы на задачи и выстраивать логичную последовательность шагов.

  • Комплексное использование знаний

    Комбинирование знаний и навыков из различных учебных предметов для решения поставленной задачи.

  • Работа с источниками информации

    Приобретение навыков поиска актуальной информации, подбора надежных источников, правильного оформления ссылок и цитат.

  • Освоение технологий

    Получение опыта выбора нужной технологии для производства продукта, умение самостоятельно осваивать новые технологии и производить с их помощью продукт.

  • Готовность к публичной защите

    Репетиции публичных выступлений, подготовка красочной и доступной презентации, обсуждение хода работы и достигнутых результатов.

Мотивация учащихся

Всё это будет гораздо эффективнее, если будут учтены общие принципы, повышающие мотивацию учащихся:

  • Создание атмосферы поддержки учащихся к познанию и созиданию.
  • Интеграция проектной деятельности в повседневную учёбу.
  • Включённость в различные виды внеклассных мероприятий, акций, соревнований и конкурсов.

Благодаря правильной организации и последовательности подготовки в среднем звене школы, учащиеся смогут качественно подойти к выполнению индивидуального проекта в старшей школе, сформировать ценные навыки и развить личностные качества, востребованные в современной жизни.


К оглавлению Гида по проектной деятельности >>


Проектная деятельность

Другие материалы
  • Место проектной деятельности в образовательном процессе
  • Индивидуальный проект
  • Что такое Индивидуальный проект?
  • Учитель и Индивидуальный проект  
  • ГлобалЛаб для Индивидуального проекта