ГлобалЛаб для Индивидуального проекта

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Индивидуальный проект — это длительный и сложный процесс. Практически повсеместно наставниками (кураторами или тьюторами) таких проектов становятся учителя. Реалии таковы, что зачастую одному учителю приходится курировать сразу большое количество таких работ в течение длительного периода времени. В такой ситуации появляется риск что-то упустить: вовремя не дать обратную связь, потерять какой-нибудь из материалов одного из учеников, случайно не заметить тот момент, когда кому-то потребуется помощь.

Несомненно, такая работа требует автоматизации, что существенно облегчит труд учителя и сделает его более эффективным.

Цифровая среда для индивидуального проекта

Содержание
  • Потребности учителя
  • Контроль процесса
  • Установочная информация
  • Структура работы
  • Общение с учащимися
  • Хранение материалов
  • Планирование каждого этапа
  • Внесение изменений
  • События в проекте
  • Оценивание

Потребности учителя

Какие основные потребности испытывает учитель, который является наставником Индивидуального проекта учащихся?

  • Контроль над ходом работы большого количества проектов и исследований. 
  • Создание типовой структуры для проектов и исследований и задание дедлайнов основных этапов. 
  • Задание установочной информации. 
  • Индивидуальное консультирование учащихся с сохранением истории обсуждений. 
  • Хранение всех материалов работы в одном месте. 
  • Просмотр планирования каждого этапа. 
  • Возможность изменять структуру работы или дедлайны этапов в случае необходимости. 
  • Просмотр изменений, которые произошли в работе, и своевременное получение уведомлений об этом. 
  • Оценка активности учащихся в ходе работы. 
  • Оценка различных аспектов работы учащихся.

Для реализации этих потребностей компания ГлобалЛаб разработала специальную Среду управления проектами и исследованиями, состав которой мы уже описывали в статье «Конструктор проектов». Рассмотрим этот продукт с точки зрения потребностей куратора.

Контроль процесса

Контроль над ходом работы реализуется через реестр проектов и исследований, в котором учитель видит:

  • кто на каком этапе работы сейчас находится; 
  • когда наступает дедлайн текущего этапа; 
  • кто пропустил дедлайн очередного этапа; 
  • требуется ли проверка очередного этапа куратором.

При этом красным цветом подсвечены те моменты, на которые куратору стоит обратить внимание, например, на пропуск сроков окончания этапа отдельными учащимися.

Реестр проектов в ГлобалЛаб

Установочная информация

Для задания установочной информации служит Паспорт проекта. Справочник Среды управления проектами и исследованиями включает в себя 17 различных полей паспорта, каждое из которых имеет краткое описание назначения. А в Гиде по проектной деятельности приведено расширенное описание каждого поля и приведены примеры их заполнения.

Куратор самостоятельно определяет, какие поля паспорта он будет использовать. Интерфейс добавления полей в паспорт очень прост и интуитивно понятен.

Любое поле может быть заполнено куратором на старте проекта или оставлено для редактирования учащимся, что бывает удобно, когда паспорт попадает отдельные результаты работы, например, продукт проекта может быть определен в результате анализа потенциальных решений.

Настройка этапов проекта в ГлобалЛаб

Структура работы

Создание типовой структуры реализовано через раздел «Этапы». По умолчанию куратору предлагается типовой набор этапов проектного или исследовательского цикла, но при необходимости всегда можно добавить свои этапы или убрать ненужные.

Ниже представлен пример типовых этапов.

Обобщённые этапы проектного цикла:

  • Исследование проблемы 
  • Планирование деятельности 
  • Создание продукта 
  • Анализ и рефлексия 
  • Представление проекта

Обобщённые этапы исследовательского цикла:

  • Определение проблемы и постановка цели исследования 
  • Теоретический обзор и анализ существующих исследований 
  • Формулировка гипотезы 
  • Разработка методики исследования 
  • Сбор и анализ данных 
  • Интерпретация результатов и выводы 
  • Оформление результатов 
  • Представление результатов

Этапы проекта в ГлобалЛаб

Общение с учащимися

Индивидуальное консультирование осуществляется сразу на нескольких уровнях:

  • В рамках каждого этапа можно создавать тематические обсуждения. 
  • У каждого загруженного материала есть своя ветка комментариев. 
  • Отдельным разделом реализован рефлексивный дневник учащегося. В нём куратор видит записи сразу всех участников работы, тогда как каждый ученик видит только свою ветку сообщений.

В отличие от сетевых чатов обсуждения не перемешиваются по темам и в них легко найти свои и чужие старые сообщения, что особенно актуально при работе с большим количеством учащихся.

Рефлесия в ГлобалЛаб

Хранение материалов

Все материалы работы, загруженные в Среду управления проектами и исследованиями, хранятся в Этапах. Чтобы отличать рабочие документы от тех, что являются итоговыми по этапу, у материалов есть свойство «результат». Все материалы, которые помечены как результирующие, «собираются» в разделе Результаты, откуда очень удобно компоновать итоговый отчёт о работе.

Материал можно удалить, но он не пропадает, а помещается в Корзину, откуда легко может быть восстановлен в то место проекта, откуда был удалён.

Хранение артефактов проекта в ГлобалЛаб

Планирование каждого этапа

Для контроля работы над текущим этапом удобно использовать доску планирования, на которой учащиеся создают задачи этапа и перемещают их по колонкам со статусами их состояний, например:

  • Ожидает 
  • В работе 
  • Сделано

Для каждой задачи может быть назначен свой дедлайн (а в групповых проектах и ответственный), задачи можно связать между собой и прикрепить к ним документы, которые автоматически попадают в раздел к уже рассмотренным материалам этапа.

Управление задачами в ГлобалЛаб

Внесение изменений

Работа над длительными проектами и исследованиями — всегда живой процесс.

Даже самая тщательная подготовка не гарантирует отсутствия необходимости вносить изменения в структуру работы.

Среда управления проектами и исследованиями разработана таким образом, что при добавлении полей паспорта или этапов, изменении дедлайнов, описаний, заданий все изменения автоматически попадают в рабочие пространства учащихся. То есть учителю не требуется копировать, например, новый установочный материал каждому ученику, а достаточно опубликовать его в так называемом «основном проекте», и он сразу станет доступен всем учащимся.

События в проекте

Всё, что происходит в процессе работы:

  • загрузка материалов,
  • оставленные комментарии,
  • изменения статусов задач или этапов
  • и многое другое...

…фиксируется в разделе «История проекта», который имеет несколько фильтров, позволяющих увидеть только те события, которые интересуют учителя.

Более того, куратор проекта может настроить, информацию о каких событиях он хочет получать в разделе Уведомления, и когда такие события будут происходить, он будет получать письмо на электронную почту или сообщение непосредственно в разделе уведомлений.

Практически каждое событие, отображаемое в Журнале и Уведомлениях, имеет ссылку, которая приведёт в то место проекта, где это событие произошло.

Лог проекта в ГлобалЛаб

Оценивание

В статье «Критериальное оценивание проектов в ГлобалЛаб» мы достаточно детально рассмотрели возможности Среды управления проектами и исследованиями по оценке активности учащихся в ходе работы, настройке критериев оценивания и получении итоговых отметок.

Здесь же перечислим основные возможности, которые предоставляет ГлобалЛаб для мониторинга и оценивания работ учащихся:

  • Сбор данных по активности учащихся по 17 параметрам, например, количество оставленных комментариев, созданных задач, загруженных материалов. 
  • Просмотр собранной статистики по этапам. 
  • Визуализация данных в виде графиков и таблиц. 
  • Получение оценки искусственного интеллекта по активности учащихся. 
  • Выбор критериев оценивания из справочника или создание своих. 
  • Установка веса критериев для получения итоговой отметки. 
  • Задание для каждого критерия его аспектов с установкой веса для каждого из них. 
  • Простой интерфейс оценки аспектов и критериев и автоматический подсчёт процента выполнения.

Отдельно заметим, что все оценки искусственного интеллекта или рассчитанные проценты по критериям являются лишь информацией, на основании которой куратор проекта выставляет свои отметки по критериям и итоговую за работу.

Критериальное оценивание в ГлобалЛаб

Работа с Индивидуальными проектами учащихся в Среде управления проектами и исследованиями становится удобной и эффективной, освобождая учителя от лишней операционной нагрузки и позволяя сосредоточить внимание на содержании работы учеников.


К оглавлению Гида по проектной деятельности >>


Проектная деятельность

Другие материалы
  • Цифровое решение для проектов в образовании
  • Организация проектной деятельности. Классификация проектов
  • Критерии оценивания проекта по навыкам
  • Критерии оценивания проекта по этапам проектного цикла
  • Индивидуальный проект
  • Что такое Индивидуальный проект?
  • Подготовка к Индивидуальному проекту
  • Учитель и Индивидуальный проект