Роль внеурочной деятельности в преодолении трудностей проектной работы на уроках
- Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов
Реализация проектов — непростая задача, требующая широкого спектра организационных навыков, навыков командной работы, умений создавать социально значимые продукты. Эти умения и навыки не возникают сразу, и реализация проектов, хотя и более действенный способ, чем теоретическое освоение self-менеджмента, регламентов групповой работы и различных технологий производства продукта, тем не менее, не самый эффективный способ развития проектных навыков.
Содержание
Сложности реализации проектов на уроках
Одновременное решение вопросов проблематики проекта, следование проектному циклу, создание продукта и его анализ может оказаться непосильной задачей для учащихся без опыта проектной деятельности. Вместо того чтобы вызвать интерес к новому виду деятельности, это снижает мотивацию ребят к участию в проектах.
Таким образом, подготовка ребят к проектной деятельности должна происходить постепенно. Приобретение отдельных навыков, востребованных проектной деятельностью, например, анализа источников информации, тезирования, умения делать выводы, оформления работ и так далее, при грамотно выстроенной научно-методической работе в школе обычно происходит в рамках уроков. Там же ребята осваивают жесткие навыки, связанные с предметным содержанием этих уроков.
Финалом такой подготовки естественным образом должны стать проекты, позволяющие интегрировать полученные навыки через практическую деятельность.
Ограниченность классно-урочной системы
К сожалению, логика классно-урочной системы стимулирует проведение на уроках индивидуальных работ, в которых каждый учащийся полностью отвечает за свой проект, тематика которого находится в узких границах школьного предмета. Выход за эти рамки сразу снижает предметный фокус, то есть в ограниченное урочное время учителю придется работать далеко не только на свой предмет. Групповые проекты для учителя значительно затрудняют и индивидуальное оценивание: ему сложно объективно оценить качество знаний по предмету каждого, если проект выполнялся коллективно.
Междисциплинарные проекты лишь частично решают указанные трудности.
Общее время уроков по разным предметам позволяет привлечь для решения проблемы проекта широкий спектр предметного содержания, однако такие проекты подготовить довольно сложно как организационно (необходимо согласовать действия разных учителей, а часто и изменить расписание), так и методически (обычно требуется синхронизация календарных тематических планов разных предметов).
Также в междисциплинарных проектах остаются актуальными и проблема групповых проектов, и проблема индивидуального оценивания предметных достижений. Отсутствие групповых проектов существенно сказывается на развитии мягких навыков, без которых, проектная деятельность будет малоэффективна.
Недостаточность учебных занятий для проектной деятельности
В целом, в рамках уроков и другие формы групповых работ оказываются неэффективными по тем же причинам, что и при проектной деятельности.
Отдельной важной проблемой классно-урочной системы является то, что рабочие программы по предметам фактически не оставляют места для проявления личных и коллективных инициатив и не создают площадки, где можно было бы попытаться самостоятельно или совместно с другими осуществить что-либо реальное и интересное.
Не всякая созидательная деятельность является проектной, но без практики реализации самых разнообразных дел, без возможности принять участие в широкой сфере деятельности, без свободы объединяться в коллективы вне рамок своего класса у ребят не появится возможность развить те навыки, которые необходимы для проектной деятельности.
Создание такой среды, которая позволит реализовать перечисленные возможности, становится главной целью внеурочной деятельности в школе.
Основные характеристики воспитательной среды школы
Разнообразие видов деятельности
Широкий спектр разнообразной деятельности, где ребята смогут попробовать себя в разных направлениях и к старшим классам сделать обоснованные выводы о своих интересах и предпочтениях.
Реализация этого спектра возможна посредством:
- системы традиционных мероприятий школы, благодаря которой у учащегося формируется представление о возможных видах деятельности;
- системы кружков, позволяющей углубиться в то или иное направление;
- системы школьного самоуправления, предоставляющей возможность влиять на традиции и инициировать новые начинания и целевые направления деятельности.
Коллективы и команды
Наличие постоянных и временных школьных коллективов:
- советов дел,
- волонтерских сообществ,
- клубов,
- редакций школьных изданий,
- музыкальных ансамблей и так далее.
Благодаря этому учащиеся, не обладающие достаточным опытом в реализации собственных идей, могут стать членами рабочих коллективов и проектных команд.
Поддержка администрации
Административная поддержка по обеспечению внеурочной деятельности ресурсами и профессиональной поддержкой педагогов в организации событий и работе проектных команд и других ученических коллективов.
Это включает в себя:
- предоставление помещений, например актового зала, мастерских и лабораторий;
- назначение кураторов для проектов; изменение расписания, чтобы ученики из разных классов могли реализовать свои инициативы;
- обеспечение материальными и финансовыми ресурсами, если проектная команда доказала необходимость выделения таких ресурсов.
Значимость внеурочной деятельности
Организация в образовательном учреждении подобной развивающей среды способствует созданию благоприятных условий для поэтапного формирования компетенций, необходимых для успешного участия школьников в проектной деятельности. Это открывает перед учениками широкие перспективы для приобретения практических навыков и освоения методов эффективного взаимодействия в команде, обеспечивая одновременно пространство для реализации значимых социальных инициатив и проектов, направленных на позитивные преобразования в обществе.
Благодаря таким возможностям школьники получают шанс раскрыть собственный потенциал, приобрести ценный опыт сотрудничества и лидерства, сформировать устойчивые представления о социальной ответственности и ценности коллективного труда.