Проектная деятельность: Учёт возрастных особенностей

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Проекты в разном возрасте

Специфика проектной деятельности на различных уровнях образования в основном обусловлена возрастной психологией, то есть особенностями восприятия и потребностями учащихся в разном возрасте.

Это важно учитывать:

  • Для оценки степени готовности к восприятию нового материала, учёта возрастных потребностей и способностей учеников.
  • Для корректировки подходов и методов при недостаточности сформированности навыков на ранних этапах обучения.

Логика развития проектных навыков с точки зрения проектного цикла в зависимости от возраста достаточно проста:

  • Начальная школа — участие в проектном цикле и знакомство с ним.
  • Средняя школа — отработка проектного цикла.
  • Старшая школа, СПО и ВУЗ — самостоятельная реализация проектного цикла.

Начальная школа

Основная потребность учащихся на ступени начального образования — быть значимым для учителя и ближайшего окружения (родителей, близких друзей).

На этом этапе учитель выступает в роли проводника учащихся, проводя их по основным этапам проектного цикла, акцентируя внимание на содержательной связи между этапами.

Целью проектной деятельности на этой ступени образования является знакомство с технологическим циклом проекта, а также выстраивание логической связи между решаемыми проблемами и продуктами, как средством решения этих проблем.

Средняя школа

Основные потребности учащихся средней ступени образования — быть значимым среди сверстников и реализовываться в общении.

Цели средней ступени образования в отработке полного технологического цикла проекта, развитии социального мышления и навыков групповой работы.

Учитывая возрастные особенности, этот этап разделяют на два: с пятого по седьмой классы и с седьмого по девятый классы.
На первом этапе происходит постепенное знакомство с полным технологическим циклом и с техниками групповой работы при непосредственной поддержке и руководстве учителя.

На втором делается акцент на развитие социальных навыков и на рефлексии роли проектной деятельности в развитии самого учащегося; происходит усложнение содержания технологического цикла, роль учителя меняется с роли руководителя на роль координатора.

Старшая школа

В вопросах проектной деятельности мы не разделяем учащихся 10–11 классов, студентов СПО и ВУЗов. Несмотря на разницу развития профессиональных навыков, их можно объединять в одну группу, так как основная потребность учащихся старшей ступени образования — самоопределение и самореализация.

К старшей ступени учащиеся должны подойти с отработанными навыками в области проектного цикла и групповой работы.

На этом этапе выбор проблематики и средств решения полностью передаётся учащимся. Увеличивается сложность решаемых проблем и разрабатываемых продуктов.

Выбор тематики проектов характеризует уровень социального мышления учащихся, отражает их индивидуальные особенности и позволяет им самоопределяться в выбираемой профессиональной деятельности.

Обобщающая схема

В заключение приведём схему, объединяющую основные возрастные потребности учащихся, роль преподавателя и основной вид деятельности по ступеням образования.

Уровни проектной деятельности

Другие материалы
  • Образование будущего: социальные навыки через проекты
  • Организация проектной деятельности в вузе, колледже и школе
  • Реализация субъект-субъектного подхода через проекты