Проекты в старшей школе

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

В старшей школе интересы учащихся, как правило, сосредоточены в области будущей профессиональной самореализации, а спектр их социальных потребностей выходит за пределы школы, колледжа или вуза: им становится интересна проблематика различных профессиональных сфер деятельности.

Проекты с вузе

Особенности развития проектной деятельности в старшей школе

Если в средней школе проектная деятельность акцентируется на освоении проектного цикла, то в старшей школе происходит усложнение содержания проектов: они требуют более глубокой проработки проблематики, более сложной разработки и реализации продукта.

В результате в школе появляются индивидуальные проекты, определяемые ФГОС как реализация предпрофессиональных интересов школьников; а в СПО и ВУЗах — уже несложные профессиональные проекты. Одновременно с этим учащимся периодически требуется объединяться в рабочие группы, поскольку сложность реализации интересующей их проблематики возрастает. Результаты работы таких групп могут стать основой для представления ученических проектов на конкурсах, для рационализаторских решений в бизнесе или для демонстрации развития проектного мышления при поступлении в вузы.

Как правило, сложность проектов учащихся и студентов старшей школы требует полного детализированного цикла проектной деятельности. Для управления такими проектами удобно использовать специальные сетевые инструменты, позволяющие планировать этапы, управлять задачами, хранить материалы и взаимодействовать друг с другом в рамках проектной команды.

Смена социальных ролей

Помимо прочего, старшеклассники и студенты уже могут выступать в роли инициаторов и руководителей социальных проектов для ребят из среднего звена школы или дома творчества. К примеру, ученики 8–9 классов становятся организаторами и режиссерами спектаклей для 5–7 классов на Театральном фестивале школы, тогда как старшеклассники организуют сам фестиваль.

Таким образом, индивидуальные или предпрофессиональные групповые проекты отражают результаты развития проектного мышления, а инициация и участие в групповых проектах школы — результат развития социального мышления.

Организация проектной среды

Роль преподавателей в этом процессе меняется с роли руководителя или куратора на роль эксперта или координатора рабочих групп.

В заключение следует отметить, что полноценное развитие учащихся в проектной деятельности сложно добиться в рамках курса одного конкретного предмета. Требуется скоординированность действий разных преподавателей, создание широкого спектра возможностей для реализации проектов, благоприятная поддерживающая среда для проектных инициатив учащихся и взаимодействие различных ступеней образования между собой, что невозможно без грамотно организованной проектной среды образовательной организации.

Кратко про проекты старшеклассников и студентов

Логика обучения проектной деятельности в старшей школе

  • Анализ развития проектных навыков средней школы.

    Формирование нужных навыков, если они не были сформированы в средней школе.

  • Инициация сложных индивидуальных проектов в области профессиональных интересов учащихся.

    Сложность проектов не должна выходить за зону ближайшего развития учащихся.

  • Обеспечение экспертного консультирования проектов.

    Вывод на специалистов в области проектов учащихся за пределами учебного заведения.

  • Стимулирование участия в предпрофессиональных и профессиональных проектных конкурсах.

    Поиск конкурсов и предложение участия в них учащимся.

  • Усложнение проектного цикла на реальных проектах.

    Переход от учебных проектов к реальным.

  • Стимулирование реализации групповых социальных проектов.

    Реализация проектных навыков в реальной социально-направленной деятельности.

  • Обеспечение административной поддержки.

    Помощь в доступе к ресурсам.

  • Вывод учащихся в реальные производства.

    Реализация реальных проектов на базе внешних организаций.

Особенности проектной деятельности в старшей школе

  • Акцент на самостоятельности учащихся в выборе и реализации проектов. 
  • Индивидуальные предпрофессиональные и профессиональные проекты. 
  • Групповые социальные проекты. 
  • Проектные решения проблем учебного заведения.
  • Расширение уровня проблематики проектов до районного, городского, регионального и мирового уровня.
  • Акцент на отраслевых проектах реальных производств. 
  • Выход за пределы учебного заведения (конкурсы, экспертное консультирование, производственные площадки).
Другие материалы
  • Организация проектной деятельности. Классификация проектов
  • Организация проектной деятельности. Кадровая проблема
  • Оценивание проекта
  • Место проектной деятельности в образовательном процессе
  • Проектная деятельность: Учёт возрастных особенностей