Проекты в средней школе

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

В средней школе происходит последовательный переход от отработки отдельных элементов проектного цикла в проектах, руководимых учителем в 5–6 классе, к самостоятельной проектной деятельности учащихся в 7–9 классе.

Проекты для подростков

Для управления проектами в этот период удобно использовать цифровые конструкторы для проектной деятельности, которые позволяют учителю контролировать некоторые этапы проектного цикла, а часть из них — поручать ученикам для самостоятельной проработки.

Начальный этап среднего звена (5–6 класс)

Особенности периода

На начальных этапах среднего звена, как и в начальной школе, проблематика задаётся учителем, а также предлагается несколько продуктов на выбор. Однако выбор продуктов уже можно предоставить учащимся, требуя обязательного сравнения продуктов между собой и обоснования своего выбора.

Для пропедевтики исследовательских навыков элементы исследований уже можно вводить на разных этапах проектного цикла. Для этого учитель должен спланировать эти исследования, подготовив список вопросов и ограничив список источников информации, где учащиеся смогут получить ответы на эти вопросы.

Не следует сразу требовать от учащихся доказательства актуальности проблемы, исследования технологий или критериев успешности продукта: для этого исследовательские навыки должны быть развиты достаточно хорошо. Список вопросов, подготовленных учителем, должен продемонстрировать учащимся, как планируются исследования, на что необходимо обращать внимание.

По мере приобретения опыта постепенно можно переходить от работы с предоставленным списком источников информации к самостоятельному поиску этих источников учащимися.

Если в начальной школе происходило знакомство с проектным циклом, то на первом этапе средней школы должно произойти знакомство с тем, как грамотно работать на каждом обобщённом этапе проектного цикла: исследование, планирование, создание, анализ. Важно изучить, какие задачи есть на каждом этапе и как они могут решаться. Это позволит в дальнейшем легко перейти к детализации этапов (подэтапам) обобщённого проектного цикла.

Список продуктов для решения проблемы должен включать в себя такие, процесс реализации которых требует решения примерно трёх-пяти задач, в противном случае учащимся будет сложно вычленять эти задачи. Также важно помнить, что у учащихся должен быть простой доступ к ресурсам для реализации этих задач. Например, если требуется изготовить скворечник, то в школе должна быть столярная мастерская с необходимыми материалами и инструментами и договорённость с учителем технологии о времени и порядке работы учащихся в этой мастерской.

При работе с критериями успешности продукта следует начинать с выданных учителем спецификаций на продукт, постепенно переходя к составлению этих спецификаций самими учащимися.

Роль учителя

Проектная деятельность достаточно сложна, поэтому, как и в начальной школе, учитель должен провести учащихся по всем этапам проектного цикла, помогая учащимся познакомиться с технологией проектной деятельности.

Основным риском этого периода является переориентация проектной деятельности на продукт, поэтому следует тщательно подходить к выбору проблем проектов и на каждом этапе проводить критический анализ того, как текущая деятельность учащегося относится к решению поставленной проблемы.

Групповые проекты

В пятом-седьмом классе можно постепенно переходить от индивидуальных проектов к групповым. Групповая работа достаточно сложна, поэтому для плавного вхождения в неё в первых групповых проектах учителю следует сразу предусмотреть роли каждого из членов группы со своим собственным функционалом. Например: при подготовке своей рубрики для классной газеты можно выделить: выпускающего редактора, корректора, технического редактора и иллюстратора. Функционал учащихся в группе поможет им вычленить и распределить задачи на этапе планирования.

Также стоит чётко и кратко определять правила взаимодействия в группе и основные групповые техники. Например, говорим по кругу или ведущий даёт слово; сначала выдвигаем и записываем идеи, потом их обсуждаем и оцениваем.

Сложность групповых проектов (впрочем, как и развития навыков групповой работы у учащихся вообще) заключается в том, что учитель должен работать модератором в каждой группе. Начинать знакомство с групповой работой лучше в маленьких группах по 3–5 человек.

Техник групповой работы достаточно много, эффективное групповое взаимодействие достаточно сложно, поэтому рекомендуется до использования групповых проектов детально их изучить и спланировать развитие групповых навыков ещё до начала проектной деятельности.

В пятом–седьмом классах рекомендуется сконцентрировать внимание на урочных формах как индивидуальных, так и групповых проектах.

В этот период важно помнить, что кроме общего задания на проект должны быть детально проработанные задания для каждого этапа с чётким указанием дедлайнов этих этапов.

Старшие классы среднего звена (7–9 класс)

Особенности периода

В старших классах среднего звена происходит усложнение проектного цикла: здесь уже можно выделять подэтапы обобщённого проектного цикла. При этом совершенно не требуется разрабатывать такие проекты, которые требуют всех подэтапов, главное, что в совокупности все проводимые в этот период проекты в той или иной мере затрагивали все подэтапы.

В этом возрасте начинает сильно проявляться изначально критическое отношение подростков к своей и чужой деятельности, поэтому одним из важных аспектов проектной деятельности становится акцент на развиваемых в процессе проектной деятельности навыках, на личных ресурсах, требуемых для того или иного проекта.

Реализовать указанный аспект удобнее всего через итоговую рефлексию по заданным учителем вопросам, через анализ доступных и необходимых для реализации проекта личных ресурсов.

Социальные проекты

Второй значимой характеристикой подросткового возраста является потребность в общении и самоутверждении. Поэтому в седьмом–девятом классе учащимися востребованы групповые социальные проекты. Однако самостоятельно вычленить проблемы они ещё не в состоянии, поэтому учителю важно помочь ученикам найти проблемы локальных социумов (класса, школы, отдельных групп в школе и т.д.), то есть фактически выступить инициатором проектов, передав разработку проекта заинтересованным учащимся. Второй важной функцией учителя на этом этапе становится модерирование работы групп, так как реальная совместная деятельность в подростковом возрасте весьма конфликтна.

Внеурочная деятельность

Проблематика социальных проектов весьма разнообразна, также, как и спектр интересов учащихся, в связи с чем проектная деятельность социального характера уходит во внеурочную деятельность. Однако не следует думать, что такие проекты являются уделом только классных руководителей и педагогов-организаторов. Так как к окончанию среднего звена проектные задачи становятся достаточно сложными, то для их решения востребуются и предметные навыки, и навыки универсальных учебных действий, поэтому без поддержки учителей-предметников такая проектная деятельность состояться просто не сможет.

Кратко про проекты в средней школе

Логика обучения проектной деятельности в средней школе

  • Анализ развития проектных навыков начальной школы.

    Формирование необходимых навыков, если они не были сформированы в начальной школе.

  • Последовательная детализация проектного цикла.

    Что значит исследование? На какие подэтапы разбивается исследование? Для чего нужен каждый подэтап? (Аналогично по всем этапам обобщенного цикла: Исследование, Разработка, Реализация, Анализ).

  • От отработки отдельных этапов проектного цикла к технологическому циклу проекта.

    Все подэтапы цикла даются в готовом виде, кроме одного–двух, которые реализуют учащиеся. Постепенно осуществляется переход к реализации всего цикла учащимися.

  • Проблематика проекта и этап исследования (самые сложные).

    На первых этапах преподаватель задаёт проблематику и контролирует связь между проблемой и продуктом.

  • Ограничение выбора.

    На тех подэтапах, где это возможно, преподавателем задаётся ограниченный выбор (используемых источников информации, вариантов решений, вариантов технологий производства продукта).

  • Переход от спецификации на продукт к критериям успешности продукта.

    На первых этапах даются требования к продукту, на финальных — учащиеся проводят исследование необходимых качеств продукта.

  • Инициация преподавателем социальных проектов.

    Развитие проектного мышления невозможно без развития социального мышления.

Особенности проектной деятельности в средней школе

  • Акцент на групповых проектах.
  • Взаимодействие в малых группах с распределением ролей под контролем групповой культуры со стороны преподавателя.
  • Акцент на том, что групповая работа — это не сумма усилий, а интеграция усилий каждого участника.
  • Освоение сложных этапов проектного цикла на занятиях.
  • Реализация социальных проектов во внеурочной деятельности.
  • Создание положительного образа социальных активностей, реализуемых через проектную деятельность.
  • Акцент на важности каждого этапа проектного цикла.
Другие материалы
  • Как учителю выбрать тему проекта?
  • Реализация субъект-субъектного подхода через проекты
  • Проектная деятельность: Учёт возрастных особенностей