Начальный этап среднего звена (5–6 класс)
Особенности периода
На начальных этапах среднего звена, как и в начальной школе, проблематика задаётся учителем, а также предлагается несколько продуктов на выбор. Однако выбор продуктов уже можно предоставить учащимся, требуя обязательного сравнения продуктов между собой и обоснования своего выбора.
Для пропедевтики исследовательских навыков элементы исследований уже можно вводить на разных этапах проектного цикла. Для этого учитель должен спланировать эти исследования, подготовив список вопросов и ограничив список источников информации, где учащиеся смогут получить ответы на эти вопросы.
Не следует сразу требовать от учащихся доказательства актуальности проблемы, исследования технологий или критериев успешности продукта: для этого исследовательские навыки должны быть развиты достаточно хорошо. Список вопросов, подготовленных учителем, должен продемонстрировать учащимся, как планируются исследования, на что необходимо обращать внимание.
По мере приобретения опыта постепенно можно переходить от работы с предоставленным списком источников информации к самостоятельному поиску этих источников учащимися.
Если в начальной школе происходило знакомство с проектным циклом, то на первом этапе средней школы должно произойти знакомство с тем, как грамотно работать на каждом обобщённом этапе проектного цикла: исследование, планирование, создание, анализ. Важно изучить, какие задачи есть на каждом этапе и как они могут решаться. Это позволит в дальнейшем легко перейти к детализации этапов (подэтапам) обобщённого проектного цикла.
Список продуктов для решения проблемы должен включать в себя такие, процесс реализации которых требует решения примерно трёх-пяти задач, в противном случае учащимся будет сложно вычленять эти задачи. Также важно помнить, что у учащихся должен быть простой доступ к ресурсам для реализации этих задач. Например, если требуется изготовить скворечник, то в школе должна быть столярная мастерская с необходимыми материалами и инструментами и договорённость с учителем технологии о времени и порядке работы учащихся в этой мастерской.
При работе с критериями успешности продукта следует начинать с выданных учителем спецификаций на продукт, постепенно переходя к составлению этих спецификаций самими учащимися.
Роль учителя
Проектная деятельность достаточно сложна, поэтому, как и в начальной школе, учитель должен провести учащихся по всем этапам проектного цикла, помогая учащимся познакомиться с технологией проектной деятельности.
Основным риском этого периода является переориентация проектной деятельности на продукт, поэтому следует тщательно подходить к выбору проблем проектов и на каждом этапе проводить критический анализ того, как текущая деятельность учащегося относится к решению поставленной проблемы.
Групповые проекты
В пятом-седьмом классе можно постепенно переходить от индивидуальных проектов к групповым. Групповая работа достаточно сложна, поэтому для плавного вхождения в неё в первых групповых проектах учителю следует сразу предусмотреть роли каждого из членов группы со своим собственным функционалом. Например: при подготовке своей рубрики для классной газеты можно выделить: выпускающего редактора, корректора, технического редактора и иллюстратора. Функционал учащихся в группе поможет им вычленить и распределить задачи на этапе планирования.
Также стоит чётко и кратко определять правила взаимодействия в группе и основные групповые техники. Например, говорим по кругу или ведущий даёт слово; сначала выдвигаем и записываем идеи, потом их обсуждаем и оцениваем.
Сложность групповых проектов (впрочем, как и развития навыков групповой работы у учащихся вообще) заключается в том, что учитель должен работать модератором в каждой группе. Начинать знакомство с групповой работой лучше в маленьких группах по 3–5 человек.
Техник групповой работы достаточно много, эффективное групповое взаимодействие достаточно сложно, поэтому рекомендуется до использования групповых проектов детально их изучить и спланировать развитие групповых навыков ещё до начала проектной деятельности.
В пятом–седьмом классах рекомендуется сконцентрировать внимание на урочных формах как индивидуальных, так и групповых проектах.
В этот период важно помнить, что кроме общего задания на проект должны быть детально проработанные задания для каждого этапа с чётким указанием дедлайнов этих этапов.