Метод проектов

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Метод проектов — педагогическая технология, основанная на работах Джона Дьюи и внедрённая в практику Уильямом Килпатриком в начале XX века. Суть технологии заключается в обучении посредством решения посильных, актуальных для учащихся задач, которые встают перед ними в повседневной жизни.

Метод проектов

Содержание
  • Историческая справка
  • Суть метода проектов
  • Метод проектов и современная проектная деятельность в образовании

Историческая справка

Джон Дьюи был одним из ярких представителей педагогического прагматизма XIX века и рассматривал образование как процесс адаптации человека к социальной среде через активный опыт. Он считал, что знания формируются в процессе активной деятельности, а не пассивного усвоения, а школа должна стать «инструментом жизни» — средством получения практического опыта, а не подготовкой к жизни. Именно поэтому учащийся и его опыт должны стать центром образовательного процесса, а образование строиться на интересах и потребностях ученика. Этот подход сильно менял устоявшуюся роль учителя с безусловного авторитета на роль наставника и координатора деятельности учащегося.

Дьюи утверждал, что знания ценны только в том случае, если помогают решать реальные жизненные задачи, поэтому учебный процесс необходимо выстраивать вокруг проблемных ситуаций, входящих в сферу интересов ученика и практического разрешения возникающих проблем, что кардинально меняло сам учебный процесс: отпадала необходимость в жёстких учебных программах, зато возникла необходимость интеграции в единый процесс разных видов деятельности: созидательного труда, игр, экскурсий, творчества.

Важную роль в такой образовательной системе начинала играть совместная деятельность учеников. Дьюи считал, что школа должна стать «обществом в миниатюре», где дети учатся сотрудничеству, развивают навыки взаимопомощи, что в конечном итоге приводит к воспитанию социально ориентированных личностей и развивает навыки адаптации к изменениям в обществе.

На основе идей Дьюи в начале XX века Уильям Килпатрик разработал педагогическую технологию, в которой ведущая роль в выборе темы и цели деятельности отводилась самому ученику, и после трёхлетней апробации обобщил свой опыт в работе «Метод проектов».

Суть метода проектов

Центральным элементом технологии являются «проекты», представляющие собой единицы целенаправленной активности, обусловленные внутренней мотивацией ребёнка. Получаемые знания выступают как побочные продукты процесса решения практических задач. Ученик самостоятельно выбирал тему проекта, соответствующую своему жизненному опыту и своим интересам, учитель же играл роль наставника, помогающего ребёнку определить цель и составить план действий.

Такие проекты должны быть ориентированы на подготовку детей не только к будущему, но и к осмыслению своей текущей деятельности, развивая умение мыслить самостоятельно, а не пассивно усваивать готовое знание. Они подразделяются на несколько типов:

  • созидательные, направленные на создание материальных или идеальных продуктов;
  • потребительские, нацеленные на получение эстетического наслаждения;
  • проблемные, посвящённые преодолению интеллектуальных трудностей;
  • проект-упражнения, призванные формировать конкретные умения и навыки.

Реализация каждого проекта должна проходить четыре этапа: постановка цели, разработка плана, исполнение запланированной деятельности и оценка полученных результатов.

Метод проектов и современная проектная деятельность в образовании

В статьях «Проект — что стоит за термином» и «Место проектной деятельности в образовательном процессе» мы рассматривали современное понимание проекта в образовании.

Во многом это понимание основывается на подходах, предложенных Килпатриком:

  • Определение проекта как целенаправленного действия, направленного на решение конкретной проблемы, где главная задача — это выполнение учениками работ, ставящих реальные задачи и формирующих практические навыки.
  • Важность наличия конкретного результата («продукта»), будь то материальная вещь, услуга или мероприятие.
  • Поощрение личной инициативы и интереса самого ученика, позволяющее выбирать тематику проекта исходя из его собственных предпочтений и возможностей.
  • Создание образовательной проектной среды, стимулирующей учащихся к самостоятельной социально-ориентированной деятельности.

Однако новые педагогические идеи и развитие проектного менеджмента внесло ряд изменений в технологию «Метод проектов», позволив сделать проектную деятельность современных школьников более эффективной.

  • В современном понимании проекта большое внимание уделяется ресурсам и временным границам, определяющим успех проекта, что приближает проекты учащихся к современным реалиям проектной деятельности во взрослой жизни.
  • Разработка современных фреймворков проектной деятельности позволяет делать проекты более структурированными, что помогает учащимся лучше ориентироваться в собственной деятельности.
  • Современные проекты зачастую выполняются группой учащихся, объединённых общей целью, тогда как Килпатрик больший акцент делал на индивидуальной работе и личной ответственности ученика.
  • Современное понимание проекта включает интенсивное использование цифровых инструментов и технологий, повышающих интенсивность и качество проектной деятельности учащихся.
  • В отличие от метода Килпатрика, современная практика предусматривает связь проектов с определёнными дисциплинами или областями знаний, что обеспечивает более глубокое изучение отдельных предметов.

Внесённые изменения позволили использовать проекты не только во внеурочной, но и в урочной деятельности, сделав проектную деятельность неотъемлемой частью современного образования.


К оглавлению Гида по проектной деятельности >>


Проектная деятельность

Другие материалы
  • Образование будущего: социальные навыки через проекты
  • Цифровое решение для проектов в образовании
  • Место проектной деятельности в образовательном процессе
  • Разница между проектом и исследованием
  • Этапы проекта