Подходы к организации учебных проектов

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

Проект на тему

Ключевые факторы при подготовке учебного проекта

Сложность проекта, его структура и содержание зависят от дидактических задач, которые ставит учитель перед планируемым проектом, и от степени подготовки учащихся.

Совершенно очевидно, что не стоит давать групповой проект учащимся, в опыте которых не было групповой деятельности; бессмысленно давать учащимся проводить исследования в проекте, если они никогда не занимались исследовательской деятельностью и просто не умеют этого делать.

Одной из самых сложных дидактических задач является работа с проблемным полем: умение исследовать его, выявлять и формулировать проблемы. Следующая по сложности задача — это умение планировать: разбивать задачи на подзадачи, определять связи между этими задачами, доступные и необходимые ресурсы для их выполнения. И отдельно стоит задача обучения навыкам групповой работы как умению получать совместный результат более эффективно, чем как сумму результатов каждого участника.

И прежде чем приступать к полноценной проектной деятельности, имеет смысл уделить время развитию исследовательских навыков, навыков планирования и развитию навыков групповой работы на простых учебных заданиях. Однако развитие этих навыков возможно и в процессе учебно‑проектной деятельности, но в этом случае надо отдавать себе отчёт в том, что большинство этапов (в частности, тех, в которых учащиеся не имеют опыта) придётся выполнять совместно с учениками.

Ниже представлены примеры алгоритмов подготовки м проведения простых учебных проектов.

Алгоритм учебного проекта для индивидуального выполения

  • Описать проблемную ситуацию и сформулировать проблему проекта.
  • Предложить на выбор учащимся несколько вариантов продуктов.
  • Предложить учащимся вычленить задачи по производству продукта.
  • Предложить учащимся составить календарное планирование создания продукта.
  • Помогать в процессе производства продукта.
  • Провести анализ:
    • Сильные и слабые стороны продукта?
    • Насколько продукт решил проблему?
  • Организовать защиту проектов.

Алгоритм группового учебного проекта

  • Сформулировать дидактические задачи проекта: составить список навыков, которые должны развиться в процессе проекта.
  • Подобрать такие этапы проектного цикла, которые наилучшим образом формируют необходимые навыки.
  • Ограничить проблемное поле.
  • Устроить мозговой штурм по существующим проблемам.
  • Помочь учащимся разбиться на группы по выбранным проблемам.
  • Обозначить контрольные точки по выбранным этапам: форму контроля (защита, документ, презентация) и даты контроля.
  • Выделить время на уроках для реализации проекта.
  • В соответствии с контрольными точками проводить промежуточное оценивание.
  • Организовать защиту проектов.

Эффективность проектной деятельности (как по уровню результативности, так и по развиваемым навыкам) во внеурочное время, как правило, выше, но требует больших усилий и большей организованности от учителя, чем во время уроков.

Если проекты планируется осуществлять во внеурочное время, то необходимо чётко спланировать время коллективных и индивидуальных встреч с учащимися по всем основным этапам проектного цикла, кроме создания: обсудить с ними проблемное поле и убедиться, что проблема реальна; помочь с разработкой и планированием продукта; помочь с отчётной документацией и подготовкой защиты.

Таким образом, успешная организация учебных проектов требует тщательного учёта уровня подготовки учащихся и чёткого определения дидактических задач. Предложенные алгоритмы — как для индивидуальных, так и для групповых проектов — задают логичную последовательность действий, позволяющую поэтапно развивать ключевые навыки исследования, планирования, создания, анализа и групповой работы.

Важно помнить, что на начальных этапах педагогу необходимо активно сопровождать учеников, постепенно передавая им ответственность за выполнение задач. Такой подход обеспечивает не только достижение цели проекта, но и полноценное развитие компетенций учащихся.


К оглавлению Гида по проектной деятельности >>


Проектная деятельность

Другие материалы
  • Организация проектной деятельности в вузе, колледже и школе
  • Организация проектной деятельности. Классификация проектов
  • Какой инструмент выбрать для проектов?
  • Организация проектной деятельности. Кадровая проблема
  • Как учителю выбрать тему проекта?
  • Место проектной деятельности в образовательном процессе
  • Алгоритм подготовки и реализации учебного проекта