- Познакомьтесь с технологией проектной деятельности.
- Попробуйте выполнить один проект самостоятельно.
- Ответьте себе честно на вопросы. Вы научили своих учеников:
- Работать с источниками информации?
- Делать исследования?
- Планировать время и другие ресурсы?
- Самостоятельно осваивать новые для них технологии?
- Делать разработки (схемы, чертежи и так далее) продуктов?
- Подбирать инструменты и материалы для производства продуктов?
- Создавать что‑то своими руками?
- Писать отчёты, делать презентации и аргументированно представлять идеи?
- Если ваши ученики что‑то не умеют или к чему‑то не готовы, необходимо либо выдать им результат того или иного этапа в готовом виде, либо до проекта предусмотреть возможность получения нужных навыков.
- Определитесь с проблематикой: вы её задаёте или готовы помогать ученикам в определении проблемы? Если же решились отдать проблематику детям, то:
- помогите ученикам сформулировать исследовательские вопросы по актуальности проблематики;
- будьте готовы к тому, что тема или проблема окажется неактуальной;
- будьте принципиальны в оценке источников информации (ученики могут заниматься плагиатом, ссылаться на несуществующие источники, приводить непроверенные источники);
- будьте принципиальны в оценке логики изложения материалов (ученики могут быть необъективными в представлении информации, делать выводы без опоры на факты).
- Определитесь с продуктом: вы его задаёте или ученики выбирают его сами? Если же решились отдать выбор продукта детям, то:
- помогите ученикам проанализировать уже существующие решения проблемы и существующие продукты, аналогичные создаваемому;
- помогите ученикам проанализировать доступные и необходимые ресурсы;
- будьте готовы к тому, что продукт может быть изменён, так как не решает проблемы или не по силам ученикам;
- помогите ученикам сформулировать адекватную, измеряемую цель;
- помогите ученикам сформулировать критерии качества продукта и придумать методы их измерения.
- Помогите ученикам спланировать работу: выделить задачи, определить дедлайны, составить логическую последовательность задач, подобрать к каждой задаче ресурсы.
- Помогите ученикам сделать разработки продуктов: эскизы, сценарии, схемы.
- Воодушевляйте и контролируйте: часто на этапе создания продукта у детей опускаются руки.
- Помогите детям проанализировать продукт:
- посоветуйте экспертов;
- помогите организовать тесты функциональности;
- помогите организовать тесты потребителя;
- помогите честно выделить сильные и слабые стороны продукта;
- помогите честно ответить на вопрос: а соответствует ли продукт заявленным критериям качества?
- Помогите ученикам проанализировать проект. Необходимо честно ответить на вопросы:
- Созданный продукт решил проблему?
- Был ли процесс оптимальным?
- Что можно было бы изменить?
- Что изменилось в учащемся: чему научился, что понял?
- Задайте нормы написания отчёта.
- Помогите подготовиться к защите.
- Оцените педагогический эффект от проекта.
Алгоритм подготовки и реализации учебного проекта
Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов
В статье «Подходы к организаци учебных проектов» мы уже определили основные направления и базовые алгоритмы для групповых и индивидуальных проектов. Теперь, давайте детально разберём те шаги, которые необходимо предпринять педагогу для эффективной организации проекта.

Этот алгоритм поможет вам сконструировать учебный проект в зависимости от уровня подготовки учащихся, количества времени, которое вы планируете потратить на проект, дидактических задач, которые вы собираетесь решить этим проектом.
Ключевое условие успеха — предварительная оценка уровня подготовки учащихся и осознанный выбор степени их самостоятельности на каждом этапе. Важно помнить, что роль педагога заключается не только в контроле, но и в поддержке: помощи в формулировке проблем и целей, планировании, поиске ресурсов, анализе результатов и даже в отдельных случаях в создании продукта.
Регулярная проектная деятельность позволит не только сделать обучение более интересным и практико‑ориентированным, но и обеспечить развитие у учащихся широкого спектра навыков, востребованных как на занятиях, так и за их пределами.
