Алгоритм подготовки и реализации учебного проекта

  • Виталий Лебедев
    Виталий ЛебедевМетодолог ГлобалЛаб, учитель профильных ИТ-классов

В статье «Подходы к организаци учебных проектов» мы уже определили основные направления и базовые алгоритмы для групповых и индивидуальных проектов. Теперь, давайте детально разберём те шаги, которые необходимо предпринять педагогу для эффективной организации проекта.

Этапы проектирования

Этот алгоритм поможет вам сконструировать учебный проект в зависимости от уровня подготовки учащихся, количества времени, которое вы планируете потратить на проект, дидактических задач, которые вы собираетесь решить этим проектом.

  • Познакомьтесь с технологией проектной деятельности.
  • Попробуйте выполнить один проект самостоятельно.
  • Ответьте себе честно на вопросы. Вы научили своих учеников:
    • Работать с источниками информации?
    • Делать исследования?
    • Планировать время и другие ресурсы?
    • Самостоятельно осваивать новые для них технологии?
    • Делать разработки (схемы, чертежи и так далее) продуктов?
    • Подбирать инструменты и материалы для производства продуктов?
    • Создавать что‑то своими руками?
    • Писать отчёты, делать презентации и аргументированно представлять идеи?
  • Если ваши ученики что‑то не умеют или к чему‑то не готовы, необходимо либо выдать им результат того или иного этапа в готовом виде, либо до проекта предусмотреть возможность получения нужных навыков.
  • Определитесь с проблематикой: вы её задаёте или готовы помогать ученикам в определении проблемы? Если же решились отдать проблематику детям, то:
    • помогите ученикам сформулировать исследовательские вопросы по актуальности проблематики;
    • будьте готовы к тому, что тема или проблема окажется неактуальной;
    • будьте принципиальны в оценке источников информации (ученики могут заниматься плагиатом, ссылаться на несуществующие источники, приводить непроверенные источники);
    • будьте принципиальны в оценке логики изложения материалов (ученики могут быть необъективными в представлении информации, делать выводы без опоры на факты).
  • Определитесь с продуктом: вы его задаёте или ученики выбирают его сами? Если же решились отдать выбор продукта детям, то:
    • помогите ученикам проанализировать уже существующие решения проблемы и существующие продукты, аналогичные создаваемому;
    • помогите ученикам проанализировать доступные и необходимые ресурсы;
    • будьте готовы к тому, что продукт может быть изменён, так как не решает проблемы или не по силам ученикам;
    • помогите ученикам сформулировать адекватную, измеряемую цель;
    • помогите ученикам сформулировать критерии качества продукта и придумать методы их измерения.
  • Помогите ученикам спланировать работу: выделить задачи, определить дедлайны, составить логическую последовательность задач, подобрать к каждой задаче ресурсы.
  • Помогите ученикам сделать разработки продуктов: эскизы, сценарии, схемы.
  • Воодушевляйте и контролируйте: часто на этапе создания продукта у детей опускаются руки.
  • Помогите детям проанализировать продукт:
    • посоветуйте экспертов;
    • помогите организовать тесты функциональности;
    • помогите организовать тесты потребителя;
    • помогите честно выделить сильные и слабые стороны продукта;
    • помогите честно ответить на вопрос: а соответствует ли продукт заявленным критериям качества?
  • Помогите ученикам проанализировать проект. Необходимо честно ответить на вопросы:
    • Созданный продукт решил проблему?
    • Был ли процесс оптимальным?
    • Что можно было бы изменить?
    • Что изменилось в учащемся: чему научился, что понял?
  • Задайте нормы написания отчёта.
  • Помогите подготовиться к защите.
  • Оцените педагогический эффект от проекта.

Ключевое условие успеха — предварительная оценка уровня подготовки учащихся и осознанный выбор степени их самостоятельности на каждом этапе. Важно помнить, что роль педагога заключается не только в контроле, но и в поддержке: помощи в формулировке проблем и целей, планировании, поиске ресурсов, анализе результатов и даже в отдельных случаях в создании продукта.

Регулярная проектная деятельность позволит не только сделать обучение более интересным и практико‑ориентированным, но и обеспечить развитие у учащихся широкого спектра навыков, востребованных как на занятиях, так и за их пределами.


К оглавлению Гида по проектной деятельности >>


Проектная деятельность

Другие материалы
  • Организация проектной деятельности в вузе, колледже и школе
  • Как учителю выбрать тему проекта?
  • Критериальное оценивание проектов
  • Проектная деятельность: Учёт возрастных особенностей
  • Паспорт проекта в Среде управления проектами и исследованиями
  • ГлобалЛаб для Индивидуального проекта